Выставка
к юбилею
Победы
Московский театр кукол в годы Великой Отечественной войны
Куклы и война – казалось бы, странное, противоречивое сочетание. Но только на первый взгляд. К началу Второй мировой войны в СССР работало более 60 крупных государственных театров кукол. Экстремальные условия побудили эти театры обратиться к испытанному жанру короткого агитационного спектакля, хлёсткого политического памфлета. Одновременно в театрах кукол продолжали создаваться и спектакли для детей.
Во время Великой Отечественной войны Московский театр кукол выступал с антифашистскими программами в госпиталях, агитпунктах, частях действующей армии.
Первое стационарное помещение театра на Петровских линиях, 1930 гг.
Коллектив Московского Театра детской книги:
вверху слева – С.И. Задонин, Л.О. Бакалов (Попов), М.И. Макарова, С.Ф. Кайдан-Дёшкин, А.О. Степанова,
внизу – Н.В. Сазонова , В.А. Швембергер,
Л.А. Кузьмина. Москва, 1930 гг.
Савин Н.М. – режиссёр,
художественный руководитель
Скворцов Д.А. – режиссёр (остался в Москве,
стал художественным руководителем)
Гагарина М.М. – и.о. директора
(осталась в Москве)
Тутышкин А.П. – режиссёр, актёр
Кондратов Ф.Ф. – художник
Задонин С.И. – ведущий актёр, музыкант
(ополченец)
Сазонова Н.В. – ведущая актриса
(выступала в составе фронтовой бригады)
Глотов М.В. – актёр, ополченец
Григорьев – ополченец
Распопов В.Н. – ополченец
Чекмарёв Р.С. – актёр
(мобилизован в начале войны)
Агафонников В.Н. – актёр
Верещагин В.Н. – актёр
Висящев В.И. – актёр
Евгеньев Е.Е. – актёр (остался в Москве)
Иванова А.В. – актриса (осталась в Москве)
Иртеньева О.И. – актриса
Макарова М.И. – актриса
Судзан Б.А. – актёр, музыкант
Юмашева Ю.С. – пианистка (осталась в Москве)
Русицкий В.Н. – зав. постановочной частью
Балабина Б.А. – постановочная часть
Кузьмина Л.А. – художник,
руководитель художественных мастерских
Коптелина Н.В. – художник-исполнитель
Лазаревская В.Н. – художник-исполнитель
Разорёнова М.П. – художник-исполнитель
Толстая Л.Ф. – художник-исполнитель
Туманова А.Р. – художник-исполнитель
Алексеева З.М. – осталась в Москве
Валуцкая Л.И.
Графов С.Н.
Мяссия М.И.
Петров Л.Н.
Довоенный состав театра:
Когда началась Великая Отечественная война, театр подготовил агитационную антифашистскую программу и с нею ушёл на фронт.

Режиссёр Николай Михайлович Савин, руководивший в то время театром, вспоминал:




«22 июня 1941 г. мы уже начали делать кукол, переделывали спектакль, который когда-то готовили как отклик на испанские события. Через неделю после объявления войны театр сдавал первую концертную программу».
Ширма, декорации спектакля «Всем, всем, всем – сев, сев, сев!».
В центре: В.А. Швембергер, художественный руководитель театра, Л.А. Кузьмина, художник.
Нижний ряд: Л.О. Бакалов (Попов), Н.П. Карякин, С.И. Задонин.
Верхний ряд: актрисы М.И. Макарова, Н.В. Сазонова, А.О. Степанова.
1930-е годы.
Ведущий артист театра С.Задонин сформировал фронтовую бригаду, куда вошли актеры театра: Н.Сазонова, Мартынова, В.Распопов, М.Глотов.
В конце августа 1941 года эта бригада выехала на фронт, а в сентябре вся группа попала в окружение и погибла.

«Я работаю начальником агитбригады.

Стараюсь всеми силами принести

какую только могу пользу

в нашем общем огромном деле».

24 сентября 1941 года.

Родился в 1904 г. в Москве.

Актёр, музыкант. Работал в театре со дня его основания.

Сергей Иванович был удивительно одарённым человеком, личностью яркой, талантливой.

Да и характер его, жизнерадостный, темпераментный,

общительный, неизменно очаровывал и привлекал людей, зрители восторгались его игрой.

Он был очень близоруким человеком, без очков видел плохо, да и сильно хромал, но, несмотря на это, добровольно пошёл в Московское ополчение.

Зачислен в ополчение Коминтерновским РВК г. Москвы 17 июля 1941.

Начальник агитбригады 2-й стрелковой дивизии народного ополчения Сталинского района Москвы.

Последнее письмо датировано им 24 сентября 1941 года.

Признан пропавшим без вести в октябре 1941 года.

Есть и иные сведения о его судьбе: до апреля 1943 года в Смоленске работала крупная подпольная организация, созданная осенью 1941 года неизвестным советским разведчиком.

Активную роль в организации играл С.И. Задонин, работавший при немецкой воинской части, обслуживавшей штаб группы армий «Центр». В этой работе ему помогало прекрасное знание немецкого языка. Через него подпольщики получали весьма ценные сведения.

Подпольщики освобождали военнопленных из лагерей, получали на продовольственных пунктах продукты питания. Они вывели из строя турбину на электростанции, корректировали ракетами и световыми сигналами налёты советской авиации, вели постоянное наблюдение за штабом группы армий «Центр». В январе 1943 года абверовская разведка напала на след организации. В начале апреля было схвачено более 60 патриотов. В первых числах мая 1943 года С.И. Задонин был расстрелян весте с другими членами организации.

Из писем Задонина:

«Не теряйте уверенности в том,

что скоро враг наш будет сломлен,

Тогда опять будем вместе.

Работаю по своей специальности –

в агитбригаде.

Большая и интересная работа»

31 августа 1941 года.

1897 — 1941
Ведущая актриса Московского театра кукол.
Работала в театре со дня его основания.
Жена основателя театра В.А. Швембергера.

В июле 1941 года в составе агитбригады театра она выехала на фронт. Впоследствии вся группа попала в окружение и погибла.

«Это моя бабушка – актриса Первого Московского театра кукол.
Моя маленькая мама с братишкой видели, как их папа конструировал складную ширму и вырезал из дерева головки кукол, а мама шила на ручной машинке «Зингер» декорации
и костюмчики для маленьких кукольных артистов. Мама вспоминала о том, как бабушка разучивала песни к спектаклям, прекрасно играла на рояле и пела романсы.
После ухода моего деда из театра бабушка продолжала работать в Московском театре кукол, вплоть до Великой Отечественной войны.
Она была ведущей актрисой, с большим опытом.
При этом у нее был легкий, весёлый характер: она дружила с молодежью, часто смеялась и даже замечания молодым артистам делала весело».

(Из воспоминаний художника Е. Богдановой –

внучки Н. Сазоновой и В. Швембергера).

1892 — 1970
Драматург и режиссёр, ученик Евгения Вахтангова. Основатель театра кукол в Чернигове (1921),
Московского театра кукол (1930), Московского областного театра кукол (1933) и Киргизского театра кукол в г. Фрунзе (ныне – Бишкек).



В начале войны Виктор Александрович и его дочь уехали из Москвы в Скопин. Их вынужденный отъезд был связан с немецким происхождением.
В ополчение его не взяли. Он работал медицинским статистиком в госпитале под Владимиром, а заодно был художественным руководителем самодеятельного театра (среди постановок – «Муки лжи», «Гитлер и Геббельс», «Язык в корыте» и др.).

«Грянула война и разметала нас по стране.

Было нас четверо: Надежда Викторовна уехала на фронт

с концертной фронтовой бригадой, в письмах рассказывала,

как артиллерийские залпы вписываются в музыку спектакля.

Сын, Евгений, со старшеклассниками под Москвой

копают противотанковые рвы и роют окопы.

А нас с дочерью Наталией выслали из Москвы».

(Из книги «Театр моей жизни» В. Швембергера).

«На фронте Евгений встречается с мамой,

Надеждой Викторовоной, актрисой 1-го Московского театра

кукол, которая в составе фронтовой бригады артистов играла

в концерте для солдат-фронтовиков. Они, Евгений и Надежда,

мой сын и жена, встретились и прислали радостную открытку.

Это было какое-то чудо! Как мы порадовались!

Но горе пришло следом. Эта открытка была последней!..

А потом… потом пришли две похоронки… Я потерял жену и сына».

(Из книги «Театр моей жизни» В. Швембергера).

В октябре 1941 года большая часть коллектива театра была эвакуирована в Самарканд, там артисты играли для детей спектакли-сказки, а для формировавшихся частей Красной Армии – кукольные сатирические скетчи. В Москве же работали два оставшихся актёра и музыкант, к которым вскоре присоединились несколько актёров из драматических театров, а затем часть труппы театра, вернувшаяся из Ростова. Нужно было создать репертуар, который «также сильно бил по врагу, как и штык советского солдата», поддерживал в бойцах уверенность в победе.
Творческий коллектив под руководством М.Гагариной и Д.Скворцова принялся за создание концертной программы. За короткий срок были поставлены спектакли «Сон в руку» Л.Ленча, «Наоборот» М.Рудина и несколько концертных эстрадных номеров.
За обслуживание госпиталей и воинских частей театр получил от Московского военного округа почетную грамоту, а группа артистов награждена медалью «За оборону Москвы».
Кукольный театр продолжает работать и для детей. Бригада театра побывала во всех районах Москвы: в домах пионеров, школах, бомбоубежищах и в Колонном зале Дома союзов.
За 10 дней дано 45 детских спектаклей («Басни Крылова», «Гусёнок»), которые смотрели 20 тысяч ребят.
С 1942 по 1944 годы театром руководил
Евгений Сергеевич Деммени.

Московские артисты работали вместе с эвакуированной из блокадного Ленинграда труппой Ленинградского театра марионеток.

Тогда Первый московский театр кукол и получил стационарное помещение на Никольской улице, д. 25.

В это время были выпущены спектакли:
«Наш цирк», «Конёк-Горбунок», «Сказка про козла»,
«Терем-теремок», «Дудочка».
Для взрослых была показана оперетта М.Ф. Гельфмана «Заклинание дьявола» (по мотивом Г. Сакса).

В 1944 году Е. Деммени со своими актёрами вернулся в Ленинград, а части Первого Московского театра кукол вновь воссоединились и продолжили работу под руководством режиссёра Н.М. Савина.





Артисты фронтовой бригады театра. Москва. 1943 – 1944 гг.

1898 — 1969

Актёр, режиссёр, теоретик

и историк театра кукол

Приглашение на спектакль «Заклинание дьявола». 1943 г.

Режиссёр – Е.С. Деммени, художник – Л.А. Кузьмина

В марте 1943 г. группа актёров во главе с Н.Савиным была передана в ведение Дирекции объединенных фронтовых театров под названием «I Московский фронтовой театр кукол». Формировались актерские бригады, которые выступали на Украинском, Карельском, Прибалтийском и Белорусском фронтах. Наряду с концертными выступлениями, коллектив Московского фронтового театра оказывал помощь красноармейской художественной самодеятельности: делал кукол для самодеятельных кружков, обучал, как организовать кукольный театр в условиях фронта.
В 1945 году фронтовой театр выехал на Юго-Западный фронт и прибыл во Львов. Далее театральная бригада проехала всю Польшу и закончила войну в маленьком городке Гинденбурге, под Берлином.